Риски избирательного цикла «Осень-2022» в Приморском крае: аналитическая записка

pen

Риски избирательного цикла «Осень-2022» в Приморском крае: аналитическая записка

После прохождения ключевого для региона избирательного цикла «Осень-2021», в ходе которого были проведены выборы депутатов Законодательного Собрания Приморского края и Государственной Думы Российской Федерации, в 2022 году Приморье ожидает не менее важный набор избирательных кампаний на муниципальном уровне.

11 сентября пройдут выборы в большинстве городских округов края: Владивостокский, Артёмовский, Арсеньевский, Дальнегорский, Находкинский, Фокино и Большой Камень. При этом, на фоне проведения муниципальной реформы на территории края, могут состояться выборы во вновь организованных муниципальных округах, которых при разных раскладах может быть от 4 до 6, в зависимости от успехов процедуры объединения, инициированной краевыми властями.

Стоит отметить, что в период с 2018 по 2022 гг. на территории практически всех городских округов произошла смена глав муниципалитетов. Это, с одной стороны, позволило команде нового губернатора Приморского края О.Н. Кожемяко обеспечить тотальную лояльность руководства на местах. Но и, с другой, сформировать позитивные ожидания со стороны населения от новых глав (особенно это проявилось во Владивостоке, Находке и Артёме). Сложившаяся ситуация предопределяет параметры предстоящих выборов, которые неизбежно будут носить административно-мобилизационный характер и станут своего рода «проверкой на прочность» назначенных глав.

Предпосылки для проведения кампании в таком формате имеются. В период с 2020 по 2021 гг. руководством региона было проведено сразу несколько относительно успешных мобилизационных кампаний (голосование за поправки в Конституцию РФ и довыборы по округу № 9 ЗС ПК с победой В. Шуматов в 2020 г., а также выборы в Законодательное Собрание Приморского края в 2021 г.), позволивших выявить проблемные территории и «слабые места» в административной системе.

На этом фоне наиболее сложными территориями являются Владивостокский, Артёмовский и Находкинский городские округа. Это связано в первую очередь с активностью представителей КПРФ и несистемной оппозиции, а также ростом протестного голосования со стороны «недовольных горожан». Именно поэтому для руководства Приморского края и кураторов из «внутриполитического блока» Администрации Президента (муниципальные выборы курирует Управление Президента РФ по вопросам внутренней политики А.В. Ярин) главной задачей является сохранение управляемости в территориях и уже потом обеспечение большинства за представителями «Единой России», если будет возможно.

Учитывая сложнопрогнозируемую электоральную картину избирательного цикла «Осень-2022», конкретные параметры кампании станут известны лишь к маю-июню 2022 года. Однако по состоянию на 1 февраля 2022 года можно выделить целый набор существенных рисков, которые будут оказывать влияние на подготовку к единому дню голосования-2022 и в случае их игнорирования негативным образом повлияют на итоги голосования.

Риск 1: Межэлитные конфликты

 

Несмотря на внешне спокойный информационный фон, обусловленный отсутствием диффамационных кампаний со стороны элит в отношении органов власти, в регионе сохраняется целый ряд тлеющих межэлитных конфликтов. Большая часть из них связана с отсутствием надёжных договорённостей между главой региона О.Н. Кожемяко и ключевыми политическими акторами. Жёсткий стиль управления со стороны руководства региона, состоящий в агрессивной модели коммуникации и частый информационно-силовой прессинг, за последние несколько лет неизбежно посеял нотки недоверия со стороны региональных элит (получающих в обмен на финансовую и иную поддержку информационные и офлайн-атаки на свои активы) и местных акторов (иски по снятию депутатов за незначительные формальные антикоррупционные нарушения). Усугубили коммуникацию и плачевные итоги избирательного цикла «Осень-2021», когда по итогам голосования часть мандатов была властями фактически сдана КПРФ без уведомления элит об изменении договорённостей в одностороннем порядке.

Подобная ситуация уже сейчас привела к отсутствию безусловной готовности региональных элит включаться в решение электоральных задач. Сосредоточение усилий на защите бизнес-активов и поддержании социальных проектов многим видится более ясной перспективой. Попытки навязывания электорального бремени со стороны региональных властей ведут к цементированию статус-кво и неготовности элит вкладываться в кампании на территориях присутствия. В свою очередь региональные власти рискуют остаться один на один с избирательным циклом «Осень-2022» и потерей управляемости в ряде ключевых городских округов.

Межэлитные конфликты на муниципальном уровне, связанные с некомпетентностью районных глав, также формируют дополнительные вызовы в рамках цикла «Осень-2022». В частности, межэлитная ситуация в некоторых муниципалитетах может негативным образом отразиться на ходе муниципальной реформы, предполагающей ликвидацию городских и сельских поселений, а также обнуление нынешнего состава органов МСУ. Среди таковых опасение вызывает положение дел в Хасанском районе, где ряд поселений не скрывает своих намерений саботировать ход реформы.

Риск 2: Фактор «Единой России»

 

Перманентное снижение рейтинговых позиций партии «Единая Россия», начавшееся в 2018 году по итогам проведения пенсионной реформы, отчётливо проявилось и на территории Приморского края. На конец 2021 года социологи фиксировали рейтинг «Единой России» в регионе на отметке ниже 25 % при антирейтинге выше 40 %. Это подтвердили и итоги голосования в сентябре в крупных городах, где отмечался устойчивый тренд на голосование против партии «Единая Россия». Нивелировать данный риск не удавалось даже в случае выдвижения сильных кандидатов-одномандатников.

Региональным властям в рамках предстоящего цикла придётся решать задачу по поиску технологической альтернативы «Единой России». Решением может стать тренд на самовыдвижение или использование новых политических сил, таких как партия «Новые люди». Вместе с тем, злоупотребление данной технологией автоматически приводит к усугублению рейтинговых позиций «Единой России» в Приморском крае. На сегодняшний день объективно не ведётся какой-либо замещающей работы по формированию позитивного имиджа «партии власти», местные отделения выполняют формально-технические функции, а действующие депутаты от «Единой России» работают лишь на усиление личного бренда.

 

Риск 3: Отсутствие имиджевых центров влияния на местах

 

Сформированная в период избирательной кампании 2018 года модель консолидации всей медийной активности и позитивной повестки вокруг персоны губернатора Приморского края О.Н. Кожемяко неизбежно привела к её истощению к 2022 году. Фактически сегодня население не видит иных центров влияния на местах, которые бы воспринимались через призму «команда губернатора». При этом тактика личного решения проблем со стороны О.Н. Кожемяко отнюдь не приводит к росту его рейтинговых позиций, которые в последние полгода демонстрируют незначительное падение.

Появление на территориях городских округов «новых лиц» в органах власти хоть и формирует позитивные ожидания у населения, создавая определённый потенциал для роста рейтингов, но упирается в отсутствие какой-либо активной работы в медиа и офлайн-сегменте. Это не позволяет развивать потенциал руководителей на местах, делая их, фактически, формальными назначенцами для решения локальных задач на местах и отсутствием собственной повестки.

 

Риск 4: Раскрутка экологической повестки

 

Экологическая повестка на территории Приморского края начала разрастаться в период с 2016-2017 гг., ещё при попустительстве В. Миклушевского. Однако свою политизацию она приобрела лишь в последние несколько лет, став орудием в руках локальных объединений, дестабилизирующих не только общественно-политическую обстановку, но и подчас срывающих реализацию экономических проектов.

Отсутствие со стороны властей единых «правил игры» некоторые эксперты объясняют тем, что эко-повестка стала дополнительным инструментом стимуляции местных элит. Сейчас можно отметить образование на территории Находки, Фокино, Большого Камня, Хасанского района устойчивых групп влияния, которые используют свой актив в предвыборный период в интересах оппозиционных кандидатов.

Купирование данного риска было бы возможно за счёт формирования прозрачных условий и требований для потенциальных инвесторов и действующих игроков с повышенным экологическим индексом, однако хаотизация этого направления привела к индивидуализации действий и отсутствию системной работы по нивелированию негатива на местах.

 

Риск 5: Неукомплектованность местных администраций «технологическими штабами»

 

На сегодняшний день в крупнейших городских округах Приморского края практически отсутствует системное консультирование администраций со стороны представителей рынка политконсалтинга. Точечно работа отмечается на уровне Находкинского городского округа, где в состав администрации введены практикующие политтехнологи, а также Артёмовского городского округа, где глава города запустил работу по подготовке к выборам с привлечением политических консультантов.

Остро стоит вопрос по Владивостокскому городскому округу, где хоть и привлечена команда И. Спокойнова, но отсутствуют конкретные источники финансирования столь дорогостоящей кампании.

В других территориях аналогичная работа, по информации источников, не ведётся.

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что предвыборный функционал перекладывается на профильные отделы органов местного самоуправления (аппарат администрации, пресс-служба, управление делами), которые в дополнение к имеющейся немалой нагрузке выполняют функции штатных политтехнологов. По понятным причинам качество подобной работы оставляет желать лучшего и не решает поставленных перед администрациями предвыборных задач.

Риск 6: Некачественная работа с информационной повесткой

 

В отличие от предвыборной гонки 2018 г., а также периода 2019-2020 гг., с начала 2021 года на территории Приморского края отмечается отсутствие системной смысловой кампании в информационном поле. Вся активность информационного блока Правительства Приморского края ориентирована на освещение текущей деятельности губернатора. Эксперты отмечают, что этого недостаточно для тиражирования повестки реальных дел и доведения сигналов до местной аудитории.

Минимальное внимание уделяется и работе с «новыми медиа», которые на сегодняшний день фактически являются ключевым орудием оппозиции и беспрепятственно генерируют протестную повестку.

Такой подход показал свою неэффективность в период подготовки к избирательному циклу «Осень-2021», когда информационное поле фактически было неподконтрольно, а участники рынка не замотивированы на совместную работу, хотя и держали блок на негативнообразующую повестку.

Аналогичная ситуация отмечается и на сегодняшний день. О проблемах в коммуникации с краевыми властями сигнализируют и традиционно лояльные региональные СМИ, которых пытаются заставить работать на Систему на «общественных» началах. Многие из них уже сегодня фактически перестали активно освещать деятельность региональных властей, что лишь усугубляет качество трансляции позитивной повестки.

Отдельно стоит отметить, отсутствие идеологической линии работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. После яркого старта со стороны О.Н. Кожемяко и формирования планов на будущее, данная генеральная линия фактически ушла на второй план и сейчас отсутствует какая-либо понятная программа развития всего Приморского края.

 

Риск 7: Мобилизация электората вокруг КПРФ

 

На фоне успеха КПРФ в 2021 году, где компартии удалось победить во Владивостоке, ситуация продолжает развиваться в их пользу не только по вышеобозначенным причинам, но и в связи с резонансом вокруг дела депутата ЗС ПК А. Самсонова. Попытки борьбы с арестованным по делу о педофилии коммунистом приводят к усугублению внутриполитической ситуации и формированию образа «жертвы».

Либеральный блок КПРФ уже активно использует данный кейс для накачки электората месседжами о несправедливости и попытках борьбы с оппозицией, что лишь усиливает коммунистов.

Ситуацию усугубляет и тот факт, что в предвыборных территориях представители системных сил не ведут альтернативной работы по созданию собственной повестки, например, по выдвижению на передовую команд местных глав и их кандидатов.

Сложившаяся ситуация чревата ещё и тем, что даже в случае достижения договорённостей между региональными властями и руководством приморского отделения КПРФ, это не гарантирует отсутствия масштабного наблюдения за голосованием на одномандатных округах. Это, в свою очередь, является главным риском для кампании административно-мобилизационного типа.

Резюме:

 

Данный набор рисков не является исчерпывающим, однако фиксирует ключевые из них и отражает текущую предвыборную картину. Работа над купированием рисков со стороны любой политической силы приведёт к улучшению её электоральных результатов по итогам единого дня голосования. Кроме того, качество работы с данными вызовами определит политическую ситуацию перед 2023 годом, где ключевым событием станут выборы губернатора Приморского края.

«Все права защищены» © "www.exprtpk.com" 2017