Информационно-аналитическая справка, 18-24 июня 2018 года
О публичной активности В. Веркеенко в рамках «пенсионной повестки»
По информации экспертов, на минувшей неделе главе Владивостока В. Веркеенко устроили небольшой разнос в Администрации Приморского края. Поводом стала внезапная вспышка сетевой активности мэра против пенсионной реформы. Градоначальнику в довольно твёрдой форме было доведено, что подобная несогласованная реакция на инициативу Правительства РФ, во-первых, является публичным нарушением федерального закона о муниципальной службе, а во-вторых, не стоит пренебрегать непубличными «правилами игры» для руководителей высшего звена, где любая официальная позиция по вопросу федерального значения должна быть продумана, обсуждена, и согласована, как минимум, на уровне региона. Кроме того, В. Веркеенко напомнили, что его главной задачей на сегодня является текущая работа на благо жителей Владивостока в рамках описанных в Уставе города полномочий. При этом вопросы личного пиара мэра должны быть на втором плане, имея ввиду, что должность главы города перестала быть выборной.
Эксперты отметили, что публикация мэром поста в Фейсбуке с призывом поддержать на зарубежном сайте Change.org петицию за отмену повышения пенсионного возраста стала не только предметом обсуждения в регионе, но и попала в сводки федеральных СМИ и Телеграм-каналов, где заявление мэра Владивостока было упомянуто наряду с акциями представителей системной оппозиции.
Кроме того, по мнению наблюдателей, данная история оказалась весьма несвоевременной и с точки зрения межэлитных коммуникаций. Учитывая недавнюю резонансную В. Веркеенко с полпредом Ю. Трутневым, вызвавшую определённое напряжение у главы региона А. Тарасенко, и особенно у его «близкого окружения». В вотсапп-переписках приморских элитариев высказывались даже версии, что мэр Владивостока фактически продемонстрировал амбиции, далеко выходящие за рамки его нынешней должности.
Комментируя это событие, эксперты отметили, что эта ситуация стала следствием отсутствия у главы города собственного «внутриполитического блока», способного оперативно оценивать политические риски и вырабатывать адекватную позицию по тому или иному вопросу. Первый заместитель В. Веркеенко А. Литвинов, по факту, продолжающий отвечать за «политику»[1], находится в отпуске. При этом, первый вице-мэр, как всем известно, отвечает за публичные процессы, не имея отношения к личным аккаунтам мэра в социальных сетях. Консультанты В. Веркеенко, работавшие с ним ранее (в частности, С. Нехаев) в настоящее время заняты спасением своих карьер.
Формирование более системного посыла от мэра (в рамках согласованной позиции с АП и АПК) позволило бы получить больше политических очков, как это произошло в случае с главой региона А. Тарасенко после его встречи с руководителем приморских профсоюзов В. Исаковым.
По информации экспертов, в ситуацию пришлось вмешаться даже кураторам региона из АП, разъяснившим мэру всю двусмысленность ситуации. При этом В. Веркеенко делая вид, что не понимает возникшего ажиотажа упорствовал и отказался убрать публикацию, ссылаясь на то, что «люди не поймут». Вместе с тем, будучи, на самом деле, весьма разумным и «продуманным» политиком В. Веркеенко в дальнейшем попытался «размыть» эффект от спорной публикации путём трансляции темы его личного участи в борьбе с коррупцией во Владивостоке.[2]
О вопросе перехода на «закрытую» перевалку угля в Приморье
к 2020 году
Источники отмечают, что с началом календарного лета, после масштабной информационной кампании по итогам ПМЭФ-2018, в рамках которого ряд крупных федеральных стивидорных компаний подписали с Губернатором А. Тарасенко соглашения о переходе на «защищённую» перевалку угля, а также после смены власти в Находкинском городском округе, заметно снизилось общее политическое и медийное напряжение вокруг проблемы «угольной пыли».
Между тем, над проблемой по-прежнему продолжается непубличная работа со стороны чиновников, стивидоров, а также силовых структур, которые отрабатывают поручение Президента РФ по урегулированию ситуации в данной сфере.
В частности, инсайдеры сообщают о том, что надзорные органы планируют возобновить активность по контролю деятельности стивидорных компаний с ноября 2018 года.
Подобные сроки связаны с рядом факторов:
1. В летний период в целом снижаются объёмы перевалки угля из-за традиционного ремонта железнодорожных путей на маршрутах транспортировки угля;
2. Климатические особенности Приморья естественным путём снижают уровень пыли от перевалки угля в летний период, что минимизирует количество возможных жалоб[3];
3. Объективная необходимость во времени для разработки планов мероприятий стивидорных компаний по сокращению вредных выбросов, а также закупки необходимого оборудования;
4. Завершение выборов Губернатора Приморского края.
Вместе с тем, эксперты отмечают, что на сегодняшний день в теме перевалки угля в Находке существует определённое терминологическое «задвоение».
Дело в том, что во многих официальных документах и в ряде случаев в публичном поле используется термин «закрытая перевалка угля», на которую региональные стивидоры якобы должны перейти к 2020 году, попутно заключив соглашения с властями и выполнив целый ряд условий.
Однако на сегодняшний день де-юре такого понятия не существует. Таким образом, все ранее подписанные соглашения по этому поводу априори не могут быть выполнены в парадигме «загнать всех под крышу». Де-факто, максимум, может идти речь о так называемой «защищённой» перевалке угля, при которой стивидоры должны обеспечить необходимый комплекс мер для минимизации выброса угольной пыли.
Первыми стивидорными компаниями, которые стали использовать этот термин, стали АО «Восточный порт», ООО «СК «Малый порт» и ООО «Находкинский морской торговый порт», подписавшие соответствующее соглашение с региональными властями и федеральными ведомствами во время ПМЭФ-2018. Оно предполагает разработку плана мероприятий по переходу на технологии перевалки, минимизирующие негативное воздействие на окружающую среду, а также повышение социальной ответственности для минимизации негативных настроений в обществе.
В этой связи эксперты отмечают, что реализация подобных мероприятий к 2020 году видится наиболее реалистичной. Что касается перевалки угля в терминалах «закрытого» типа, то на сегодняшний день единственным генератором данной темы был «Терминал Астафьева», контролируемый экс-депутатом ГД РФ Р. Кондратовым, который в том или ином виде начал тиражировать данную тему в паблике ещё в 2012 году.
Вместе с тем, эксперты отмечают, что данный проект на сегодняшний день представляется маловероятным с точки зрения 100-й реализации озвученных деклараций. Учитывая средние объёмы перевалки угля компанией (чуть более 2 млн. тонн в год) и фактически незначительный мировой опыт строительства действительно «закрытых» терминалов, скорее всего, речь будет идти об «уходе под крышу» той или иной части предприятия, что не повлияет на производственные мощности и объёмы перевалки, и в итоге, по сути, приведёт к очередной вариации «защищённой» перевалки.
Эксперты отмечают, что история с «закрытой» перевалкой угля в известной мере является не более чем отраслевым мифом. Его использование на определённом этапе было выгодно некоторым сторонам находкинского и регионального политического процесса. Тема использовалась для снижения социального недовольства, спровоцированного определённым экологическим экстремизмом со стороны различных заинтересованных сил местного масштаба[4].
Учитывая то, что переходный период для стивидоров растянут аж до 2020 года, вполне вероятно, что подобное терминологическое расхождение в перспективе будет нивелировано в пользу реально выполнимых форматов, в рамках которых будут работать и новые предприятия по перевалке угля, запланированные к строительству в Приморье.
О судебных перспективах дела Пушкарёвых-Лушниковых
Эксперты отмечают, что в последние несколько месяцев сторона обвинения в деле экс-мэра Владивостока И. Пушкарёва начала форсировать судебный процесс.
В частности, были предприняты следующие меры:
– заседания по делу длятся на протяжении всего рабочего дня с 09.00 до 18.00;
– допрос свидетелей осуществляется по видеоконференцсвязи (которую специально для этого впервые провели в Тверской суд Москвы), при этом
в некоторых случаях сторона обвинения ходатайствует об оглашении показаний свидетелей без их личного участия;
– материалы дела зачитываются быстрее и без проволочек.
Таким образом за последние два месяца судом было оглашено более 60 томов материалов дела (всего 89 из 120 томов), в связи с чем есть вероятность вынесения приговора в 2018 году.
Отсутствие особого внимания к судебному процессу со стороны федеральных и региональных СМИ позволило в целом рассматривать дело в формальном ключе, не обращая внимания на определённые процессуальные нарушения. Замечания адвокатов и подсудимых по поводу нестыковок канвы обвинения и материалов дела пока что не нашли отражения в медиа. Кроме того, эксперты отмечают, что в последние несколько месяцев медиазащита И. Пушкарёва находилась в некоторой растерянности, ограничившись сдержанной работой в его аккаунтах в социальных сетях (где он чаще стал высказываться на общечеловеческие и даже философские темы, тогда как ранее был более агрессивен и напорист), а также достаточно утилитарной активностью в блогосфере и ресурсах «семейного» медиахолдинга. В этой связи гособвинение форсирует события таким образом, чтобы обвинительный приговор был вынесен в сжатые сроки, без риска быть обвинёнными в очередном «беспределе», на этот раз судебном.
На этом фоне эксперты отмечают, что последние события в рамках уголовного процесса формируют новые вызовы для медиазащиты И. Пушкарёва, связанные в первую очередь с удержанием имиджа «невиновного политика». Дело в том, что ранее «на руку» защите И. Пушкарёва играла слабость региональной вертикали в период руководства регионом В. Миклушевского, которая позволяла удерживать драматургию за счёт образа «общего врага». Однако обновление региональной вертикали власти, произошедшее после назначения А. Тарасенко на пост главы региона, а также В. Веркеенко на должность главы Владивостока, заполнило медиаполе позитивной повесткой, отодвинув интерес общественности к делу «Пушкарёвых-Лушникова» на задворки информационной повестки региона. Появляющиеся порой в аккаунтах мэра публикации на тему политической природы его преследования носят случайный характер и не оснащены соответствующей аргументацией. Достаточно сказать, что такой яркий повод, как «дело Шестуна»[5], которое явно иллюстрировало политический характер преследования мэра, был отработан с большим трудом и без чёткого понимания политической фактуры. Вышедший в эфир не так давно фильм о «деле Пушкарёвых-Лушникова» изобиловал ляпами (типа, «был депортирован в Москву»).
В этой связи на этапе подготовки к заключительной стадии судебного процесса эксперты отмечают необходимость усиления медиа-защиты бывшего мэра Владивостока. По мнению экспертов, это не позволит стороне обвинения высветить обвинительный приговор против И. Пушкарёва в свою пользу как подтверждение якобы совершённых преступлений, а наоборот, усилит линию заказного характера дела. В перспективе это даст возможность сгладить негативный эффект от завершения судебного процесса не в пользу бывшего мэра, а также закрепить в сознании жителей Приморья образ невинного политического арестанта, в чём был достаточно успешен предшественник И. Пушкарёва В. Николаев.
Единственным препятствием на пути возвращения персоны мэра со своим делом в публичное поле могли бы стать неформальные переговоры с силовиками о смягчении приговора, а также переговоры с потенциальными покупателями холдинга «Восток-Цемент» (каковыми время от времени называют в связи с предстоящим строительством моста на Сахалин легендарных питерских бизнесменов братьев Ротенбергов, уже «поставивших» на Приморье «своего» губернатора). Однако, по информации экспертов, по принципиальному решению И. Пушкарёва, первые переговоры никогда не велись, а вторые в настоящее время не ведутся.
Об увольнении А. Казакова из Администрации Приморского края
Одним из центральных событий анализируемого периода стала новость об увольнении А. Казакова с поста директора департамента информационной политики Приморского края. По информации источников, это было личным решением чиновника, который планирует на время отойти от политики и сосредоточиться на собственных проектах в других сферах[6]. На сегодняшний день пост исполняющего обязанности главы департамента заняла Н. Стяглова – заместитель руководителя, курировавшая финансовые вопросы и государственные заказы. Сразу после ухода А. Казакова в паблике назывались разные фамилии возможных претендентов на пост директора департамента, среди которых были упомянуты как представители АПК, так и информационного рынка. Однако итоговое решение на данный момент не принято, так как традиционно в таких вопросах глава региона держит паузу и конфиденциальность.
Эксперты отмечают, что уход А. Казакова стал достаточно несвоевременным событием для внутриполитического блока, учитывая подготовку к избирательной кампании по выборам главы региона и череду федеральных инициатив, связанных с повышением пенсионного возраста и НДС. По мнению источников, до момента назначения нового человека в департамент, вопросы по формированию информационной повестки может фактически взять на себя один из представителей «команды Пономарёва», занимающейся выборами А. Тарасенко, при сохранении Н. Стягловой на должности и.о. директора департамента.
О назначении заместителей главы Находкинского городского округа
Как и ожидалось, после избрания Б. Гладких на пост главы Находки была запущена процедура назначения заместителей градоначальника. 15 июня городская Дума утвердила следующие кандидатуры: первый вице-мэр – Д. Малявин, вице-мэры – И. Понитаев, А. Бодров, В. Кожевников, С. Подгорный, Д. Аверьянов. Несмотря на то, что формально назначение заместителей является прерогативой местных властей, Б. Гладких решил использовать эту ситуацию для демонстрации лояльности региональным властям. В частности, 18 июня глава Находки лично привёз на согласование Губернатору итоговый список заместителей, что было достаточно позитивно воспринято А. Тарасенко, утвердившим его в полном объёме в течение недели, после проверки у «силовиков».
Анализируя пул новых заместителей главы Находки, эксперты отметили, что своё влияние вполне ожидаемо ещё более укрепил Р. Маноконов, так как все из назначенных людей являются его сторонниками или выходцами из группировки БИМС. Вместе с тем, учитывая формирование итоговых договорённостей между местными элитами и региональными властями, данный сценарий развития событий не вызвал какого-либо антагонизма в АПК.
По мнению экспертов, несмотря на всевозможные интерпретации (в том числе в анонимных Телеграм-каналах) итогов смены власти в Находке, на ближайший год региональные власти займут позицию заинтересованного стороннего наблюдателя за ситуацией в муниципалитете. Степень участия «края» в делах города будут зависеть от реализации одного из двух сценариев развития событий:
1. Местные элиты сохранят контроль над своими сферами влияния, но при этом будут работать в системном ключе, не нарушая «правила игры». Это позволит им максимально сохранить контроль над исполнительной и законодательной властью в городе, а также не допускать очередных вспышек конфликтов.
2. Местные элиты используют получение полного контроля над ветвями власти в городском округе в своих интересах, интерпретируя это с точки зрения вседозволенности. Подобный вариант развития событий заставит произвести смену власти в городском округе «силовыми» методами по «дагестанскому» сценарию.
Эксперты отмечают, что несмотря на демонизацию некоторых представителей находкинских ПФГ, в истории муниципалитетов Приморского края бывали случаи, когда местные элиты действительно эффективно работали до момента вмешательства региональных властей. В связи с чем, не исключено, что элиты Находки всё-таки будут придерживаться первого сценария, продолжая более-менее эффективно работать, как это было при О. Колядине. Результатом этого, конечно, не станет прорыв в развитии города, но обеспечить избрание «своего» преемника, когда Б. Гладких уйдёт с должности, это может позволить.
[1] По информации экспертов, наряду с представителями краевых властей, вручение которым Благодарственного письма Президента РФ широко освещалось «прогубернаторскими» ТГ-каналами, в Приморье за работу на выборах главы государства аналогичным образом был поощрены ещё несколько чиновников, в том числе А. Литвинов, о чём широко не сообщалось.
[2] 23 июня т.г. В. Веркеенко призвал жителей города сообщать ему через директ-сервисы в социальных сетях о любых фактах коррупции в мэрии, полиции, прокуратуре, гарантируя анонимность.
[3] Ситуация кардинально меняется в период с ноября по март, когда ветровой фон значительно возрастает, а влажность падает, тем самым усиливая пыление терминалов, что является достаточно уникальным случаем в портовой практике.
[4] По мнению экспертов, учитывая то, что ситуация на азиатском рынке угля, с приходом туда значительных объёмов высококачественного российского угля, порой складывается не лучшим образом для ранее доминировавших там экспортёров из Австралии и других стран, нельзя исключать и определённой заинтересованности иностранного бизнеса в дестабилизации ситуации в российских портах.
[5] В апреле 2018 года в сервисе YouTube было опубликовано видеообращение главы Серпуховского района А. Шестуна к главе государства, в котором он заявлял о давлении на него сотрудников силовых структур и Администрации Президента. В рамках обращения была опубликована аудиозапись разговора, на которой генерал ФСБ И. Ткачёв намекал на политический контекст дела И. Пушкарёва.
[6] По информации экспертов, семья экс-чиновника владеет отелем в Черногории, где он и собирается провести лето.