Информационно-аналитическая справка, 8-14 октября 2018 года
О контурах избирательной кампании О. Кожемяко
Эксперты отмечают, что в отчётный период ключевым ньюсмейкером по-прежнему оставался врио Губернатора Приморского края О. Кожемяко. В частности, после череды заявлений социально-экономического характера, сделанных в первую неделю своего нахождения на новой должности (читайте об этом предыдущую Справку) О. Кожемяко выступил с двумя серьёзными политическими инициативами:
1. Перенос столицы Дальнего Востока во Владивосток. По мнению главы региона, на сегодняшний день у Приморского края и Владивостока перспективы значительно выше, чем у Хабаровского края, столица которого является административным центром Дальневосточного федерального округа.
Стоит сказать, что, вопреки всеобщему скепсису, тема была вскоре подхвачена на федеральном уровне, в том числе со стороны официальных лиц.
Так, одним из первых данную идею поддержал полпред Президента РФ в ДФО Ю. Трутнев, который в своём интервью агентству ТАСС заявил о готовности помогать О. Кожемяко в продвижении подобной инициативы. Следом своё одобрение выразили руководитель Администрации Президента РФ А. Вайно и Председатель Правительства РФ Д. Медведев, с которыми О. Кожемяко разговаривал лично во время своей рабочей поездки в Москву 10 октября.
Полученные согласования фактически позволили запустить механизм проработки вопроса на государственном уровне. В результате чего во Владивосток будет направлена специальная комиссия, которая представит все необходимые сведения для принятия решения Президентом РФ до конца этого года.
Источники отмечают, что тема переноса столицы ДФО во Владивосток действительно имеет реальные шансы на реализацию, особенно ввиду нынешней политической ситуации в Хабаровске.
2.Возвращение прямых выборов глав муниципальных образований. Неожиданный и скандальный уход В. Веркеенко с поста главы Владивостока позволил сфокусировать внимание общества на теме безответственности, а порой и некомпетентности местной власти, избираемой не на прямых выборах. В этой связи сам О. Кожемяко на минувшей неделе окончательно сформировал позицию по этому вопросу. Она сводится к необходимости возвращения прямых выборов мэров в Приморском крае.
По информации экспертов, хронологические рамки решение этого вопроса сейчас прорабатывается, базовый проект готов и прежний механизм будет возвращён вскоре, учитывая необходимость формирования полноценной региональной вертикали и снижения протестных настроений в регионе.
На этом фоне эксперты отмечают, что сейчас О. Кожемяко действует сразу в двух имиджевых амлуа:
– «Защитник» – отстаивает интересы населения, обеспечивает социальную справедливость;
– «Патриот Приморья» – использует максимальный люфт в диалоге с Москвой для продвижения региональных инициатив.
Комментируя сложившуюся ситуацию в информационном поле, где О. Кожемяко объективно выступает главным генератором новостных поводов, эксперты отмечают, что на данный момент представители оппозиции фактически ничего не могут ему противопоставить, учитывая подвешенность своих позиций. Дело в том, что каждый из кандидатов, участвовавший в губернаторских выборах в сентябре 2018 года, сейчас проходит заново согласования с федеральным руководством партий и пытается сформировать договорённости по поводу прохождения муниципального фильтра, который в первом туре большей части участников помогала преодолевать партия «Единая Россия».
О перезагрузке внутриполитического блока АПК
По информации источников, на фоне завершения формирования избирательного штаба О. Кожемяко, куда предварительно было командировано порядка 30 разных специалистов, сам глава региона сформировал достаточно жёсткую позицию по отношению к их влиянию на работу внутриполитического блока АПК. В частности, впервые тему затронули на недавней встрече О. Кожемяко с журналистами, где он заявил о том, что политтехнологам (особенно «провалившим» кампанию А. Тарасенко) будет закрыт допуск в «белый дом», а все вопросы, касающиеся избирательной кампании, будут решаться только в пригласительном порядке.
Эксперты отмечают, что прежняя модель работы «внутриполитического блока» АПК уже давно показала свою неэффективность, в связи с чем ещё при А. Тарасенко неоднократно поднимался вопрос о перенастройке данного направления. В первую очередь это было связано с необходимостью отказа от услуг политтехнологов (в том числе навязанных А. Тарасенко различными высокопоставленными лоббистами), плотно встроившихся в региональную вертикаль в последние годы и зачастую выступавших связующим звеном между властью и заинтересованными политико-финансовыми группами.
По информации экспертов, подобный формат работы отчасти практиковался в первые годы губернаторства С. Дарькина и был связан со сложной внутриполитической конъюнктурой, требующей постоянного использования различных политических технологий и компетентного консультирования команды главы региона.
Однако массовый характер данный тренд получил в период руководства регионом В. Миклушевским. Начиная с 2012 года команда привлечённого в Приморский край политтехнолога И. Митькина постепенно усиливала своё аппаратное влияние на чиновников АПК, замыкая часть региональных процессов (а в конце и госбюджта) на себя. Особенно это коснулось внутренней и информационной политики. В рамках департамента информационной политики Приморского края их интересы сводились в первую очередь к перераспределению бюджетных средств в пользу аффилированных компаний, многие из которых и далее продолжали по-прежнему выигрывать государственные закупки.
Что касается внутриполитического направления, то влияние политтехнологов носило более серьёзный масштаб. И причинило если не материальный, то весьма серьёзный системный ущерб государственным интересам. Фактически «блок Митькина» стал прямым связующим звеном между политико-финансовыми группами на территории региона и главой региона. Эксперты не раз отмечали потенциальную коррупциогенность этой схемы. Вице-губернатор по внутренней политике (А. Ролик) и директора департаментов внутренней политики (Г. Полищук, А. Плотников) выполняли чисто техническую функцию и занимались организацией проведения различных совещаний, выездов, подготовкой документов и отчётностью. В итоге это привело не только к монополизации выборного сегмента со стороны «митькинских», но и к решению абсолютно всех локальных вопросов: от организации информационных кампаний против бизнеса до торговли должностями (глав муниципальных образований, директоров департаментов, советников и т.д.)
После ареста И. Митькина в 2017 году его функционал отчасти передали команде политтехнологов, привлечённых В. Миклушевским для продолжения работы по данным направлениям.
Однако в этот «переходный» период свои позиции усилила связка вице-губернатора по внутренней политике И. Степаненко и директора департамента по внутренней политике П. Ясевича. И если в последующем Степаненко не удалось сохранить свой пост с приходом нового главы региона, то Ясевич, не без помощи своей супруги, работавшей ещё некоторое время пресс-секретарём главы региона, сохранил свою должность.
Как отмечают эксперты, после этих событий П. Ясевич попытался выстроить систему, при которой политтехнологи будут исключены из цепочки его взаимодействия с главой региона и политическим вице-губернатором Д. Братыненко. Вместе с тем, подобный расклад вызвал недовольство с их стороны, что привело к циклу аппаратных и информационных интриг, призванных дискредитировать П. Ясевича, который, однако, устоял.
Очередной виток развития событий произошёл после губернаторских выборов в сентябре 2018 года, когда команда работающих в крае политтехнологов попала под жестокие информационные удары, а после и вовсе была вынуждена фактически отойти от дел, ввиду прихода О. Кожемяко и назначения нового вице-губернатора Приморского края по вопросам внутренней и информационной политике в лице его давнего соратника А. Волошко.
Таким образом, по мнению наблюдателей, нынешняя позиция О. Кожемяко позволяет запустить процедуру значительной «перезагрузки» внутриполитического блока АПК, который станет более закрытой и вполне чиновной структурой с чётко определённым функционалом и кадровым распределением. Непосредственным модератором данного процесса А. Волошко.
О ключевых версиях отставки В. Веркеенко
Как и ожидалось, в минувший четверг с себя сложил полномочия глава Владивостока В. Веркеенко, который не стал оттягивать этот момент, несмотря на попытки депутатов городской Думы перенести рассмотрение заявления на 16 октября.
Эксперты отмечают, что, несмотря на уход В. Веркеенко, который первым делом отправился в отпуск в Японию, в публичном поле и властных коридорах продолжалось обсуждение возможных причин такого неожиданного решения. В качестве основных было выделено несколько версий:
1. Политический конфликт В. Веркеенко с экс-мэром Владивостока В. Николаевым. Эту версию в кулуарах частично подтверждал и сам В. Веркеенко, говоря о том, что помимо информационных атак со стороны своего визави, ему поступали угрозы от неизвестных. Сам он связал это не с собственными неосторожными выпадами против Николаева, а желанием последнего поставить своего человека на пост главы Владивостока. Эксперты оценивают вероятность того, что именно эта версии истинная как низкую
2. Давление со стороны врио Губернатора Приморского края О. Кожемяко. Некоторые отмечали, что причиной внезапного ухода В. Веркенко могли стать намёки со стороны главы региона покинуть свой пост для продвижения своего человека. Впрочем, данная версия на сегодняшний день никем не подтверждена, и оценивается экспертами как ничтожная.
3. Конфликтные отношения с пулом своих заместителей. Череда внутренних конфликтов со своими заместителями в последнее время действительно привела к уходу некоторых из них, наиболее значимым из которых стало увольнение Е. Химич. Это, по мнению некоторых, привело к тому, что В. Веркеенко фактически остался один на один с наиболее проблемными сферами и понял, что ему не справится с управлением города в одиночку. Вероятность: средняя.
4. Потеря мотивации. Официальная версия ухода, которая опирается на моральное разочарование В. Веркеенко муниципальной службой и потерей мотивации работать дальше. Якобы изначально В. Веркеенко, итак, сделал большой аванс городу согласившись прийти на этот пост, но сохранял моральную возможность покинуть его по собственному желанию. Вероятность: низкая.
5. Политические амбиции. Такой манёвр В. Веркеенко якобы был сделан для того, чтобы выдвинуться в Губернаторы Приморского края при поддержке региональных политико-финансовых групп. Об этом якобы свидетельствует его активная медиа-кампания, направленная на озвучивание стратегических инициатив развития края. Эксперты считают, что вероятность этого средняя, но учитывая финансовую зависимость В. Веркеенко от ряда ФПГ, нельзя исключать попыток вернуться в региональную или муниципальную политику уже через электоральное поле, где разогрет пока что сетевой протест, а мэр всё ещё популярен у левого крыла пользователей.
6. Когнитивный диссонанс. Будучи человеком со стороны, Веркеенко оказался совершенно не готов к тому, что многие его инициативы и оптимистичные обещания данные им «сетевой» общественности (с другой, несетевой, общественностью он общался мало), при попытке их реализовать наталкивабтся на жесточайшие ограничения, установленные действующим законодательством либо же заведомо не выполнимы либо ранее его предшественниками использовались все возможные и допустимые методы. Вероятность: выше средней.
Эксперты отмечают, что о реальных причинах ухода В. Веркеенко действительно известно достаточно мало и вполне вероятно, на него могла повлиять совокупность факторов.
Однако, по мнению экспертов, в сложившейся ситуации мало кто уделил внимание именно версии когнитивного диссонанса у В. Веркеенко, повлекшего за собой внезапную отставку. Дело в том, что В. Веркеенко с момента своего назначения фактически создал вокруг себя иллюзию развития виртуального Владивостока без привязки к реальному положению дел. Для поддержания этой идеи он сформировал определённый круг виртуальных сторонников в социальных сетях, которые в его подсознании выступали тем самым большинством жителей Владивостока якобы поддерживающим В. Веркеенко. Виртуализацию процесса усиливала и общая повестка позитивных ожиданий, которая была сформирована вокруг врио Губернатора Приморского края А. Тарасенко, патронирующего В. Веркеенко на протяжении последних 10 месяцев.
Однако переломным моментом, послужившим причиной когнитивного диссонанса, стал провал выборов Губернатора Приморского края, который ознаменовал запуск переговоров по новой кандидатуре главы региона. Подобные стихийные процессы фактически лишили В. Веркеенко доступа к руководству региона и перевели в ранг рядовых политических агентов региональных властей с технической функцией поддержания порядка в городе. Фактически подобную позицию озвучил и новый врио Губернатора Приморского края О. Кожемяко на первой же встрече с В. Веркеено, дав понять, что идеи и представления мэра о будущем Владивостока на данном этапе футуристичны и не имеют ничего общего с реальным положением дел, требующем банально «вкалывать» вместе с губернатором.
Подобное столкновение ожиданий и фактического положения вещей, привело к осознанию В. Веркеенко неизбежности кризиса его личной легитимности, которого он не мог допустить ввиду нарциссического типа личности. В этой связи ему было комфортнее выступить в роли некой политической жертвы, сохранить поддержку своих сторонников (большинство из которых, несмотря на интернет-активность не особо понимают в политике) и усилить контраст от несбывшихся надежд, которые якобы могли бы быть реализованы в случае сохранения за ним пост мэра.
При любом развитии дальнейших событий, крове выдвижения обратно в мэры на возвращённых прямых выборах (например, при выдвижении от КПРФ), подобное поведения политика, которое позволил себе В. Веркеенко, означает однозначную «политическую смерть».
О назначении Талабаевой на пост секретаря ПРО «Единая Россия»
На минувшей неделе эксперты обратили внимание на назначение на пост секретаря ПРО «Единая Россия» сенатора от Приморского края Л. Талабаевой, которая ранее уже возглавляла эту должность на протяжении четырёх лет (с 2012 по 2016 гг.).
По информации источников, возвращению Л. Талабаевой в регион поспособствовал Р. Кондратов, который обратился с таким предложением к врио Губернатора Приморского края О. Кожемяко. В рамках встречи Кондратов попросил главу региона решить этот вопрос на уровне партийного руководства «Единой России». В качестве аргументов Р. Кондратов приводил готовность самой Л. Талабаевой вернуться во Владивосток (несмотря на то, что она уже давно перевезла свою семью в Москву), а также тяжёлую ситуацию в местном отделении партии и борьбу за этот пост ряда местных ПФГ. Учитывая итоги выборов 9 сентября 2018 года, О. Кожемяко поддержал данную просьбу и провёл переговоры с секретарём Генсовета партии А. Турчаком, который и принял итоговое решение по этому вопросу.
Эксперты отмечают, что Л. Талабаева является давним протеже Р. Кондратова и именно он в своё время пролоббировал её назначение на данный пост в 2012 году. За несколько лет Л. Талабаева действительно смогла улучшить ситуацию в местных отделениях партии, однако была вынуждена порой выполнять прямые поручения главы региона В. Миклушевского, который действовал под влиянием своих консультантов не всегда обдуманно. В частности, наиболее яркими историями с участием Л. Талабаевой стали конфликты в Спасске-Дальнем, Большом Камне, Красноармейском районе, где она фактически выступала на стороне губернатора, конфликтующего с местными элитами. В итоге, её уход в 2016 году уже происходил на фоне внутреннего кризиса партии, который в том числе сказывался на работе местных отделений.
За последующие несколько лет ситуация в региональном отделении партии только ухудшалась, учитывая нежелание и неготовность В. Шуматова занимать данный пост. Усугубляла ситуацию и борьба партактива за должность секретаря регионального отделения. В разное время на этот пост претендовали Ю. Попов, С. Слепченко и И. Хрущёв. Последних двух персонажей лоббировали разные представители внутриполитического блока АПК, однако учитывая назначение нового врио Губернатора Приморского края, наработки по этому вопросу были автоматически нивелированы.
Эксперты отмечают, что Л. Талабаевой досталось тяжёлое партийное наследство, в первую очередь на уровне местных отделений, которые в минувшем электоральном цикле «Осень 2018» показали свою недееспособность. Однако, помимо этого, одним из первых вызовов для Л. Талабаевой станет контроль за партийным активом во время прохождения кандидатами в Губернаторы Приморского края муниципального фильтра. Дело в том, что нынешняя региональная власть вряд ли пойдёт на уступки системной оппозиции, в первую очередь КПРФ, которая фактически показала свою недоговороспособность в минувшие губернаторские выборы. Сложности могут возникнуть и у ЛДПР ввиду ситуации на выборах в Хабаровске. В этой связи руководству партии необходимо жёстко выстроить контакт с депутатами в муниципальных образованиях, во избежание несогласованных подписей за того или иного кандидата от оппозиции (именно за счёт «единороссов» все кандидаты от оппозиции успешно прошли муниципальный фильтр для участия в сентябрьских выборах главы региона).
В целом, эксперты оценивают ход с назначением Л. Талабаевой как весьма удачный и могущий «освежить» ситуацию в партии.
О кадровых решениях О. Кожемяко в финансовом блоке АПК
По информации источников, в отчётный период О. Кожемяко устроил разнос представителям финансового блока за попытки саботировать реализацию ряда социальнонаправленных инициатив. В частности, в ходе нескольких совещаний по теме принятия законов о «детях войны», обманутых дольщиках и дополнительной поддержке многодетных семей директор департамента финансов Приморского края Н. Снитко публично перечила главе региона, отмечая, что эти направления не вписываются региональный бюджет.
Однако подобная постановка вопроса не устроила О. Кожемяко, ввиду того что финансовый блок вместо того, чтобы предложить пути решения проблемы, в том числе за счёт исключения из бюджета других статей расходов, начал выступать с критикой его инициатив.
Сразу после этого после непродолжительных разговоров написала заявление об увольнении вице-губернатор Приморского края Т. Казанцева, которая фактически является многолетним патроном Н. Снитко, а сама директор департамента находится в конфликте с главой региона и может покинуть свой пост после принятия бюджета на следующий год.