Информационно-аналитическая справка, 13-26 мая 2019 года

pen

Информационно-аналитическая справка, 13-26 мая 2019 года

О возвращении в публичную плоскость темы перехода на «закрытую» перевалку угля в Приморском крае

 

17 мая Губернатор Приморского края О. Кожемяко провёл встречу со стивидорными компаниями в Находке, на которой вновь обсуждался вопрос перевалки угля в Приморье. Глава региона отметил, что есть поручение Президента о переходе на «закрытую» перевалку до 2020 года, которое необходимо исполнить. Те компании, которые, по словам губернатора, не выполнят данные требования, прекратят свою деятельность.

Эксперты отмечают, что ранее глава региона был не столь категоричен в данном вопросе. В частности, в ноябре 2018 года он предлагал ввести экологический сбор со стивидорных компания, который бы шёл на развитие городского округа.

Вместе с тем, по мнению наблюдателей, даже ужесточение риторики со стороны О. Кожемяко не гарантирует реальное решение проблемы с открытой перевалкой угля. Дело в том, что на сегодняшний день в теме перевалки угля существует определённое терминологическое «задвоение». Во многих официальных документах и в ряде случаев в публичном поле используется термин «закрытая перевалка угля», на которую региональные стивидоры якобы должны перейти к 2020 году, попутно заключив соглашения с властями и выполнив целый ряд условий.  Однако на сегодняшний день де-юре такого понятия не существует. Таким образом, все ранее подписанные соглашения по этому поводу априори не могут быть выполнены в парадигме «загнать всех под крышу». Де-факто, максимум, может идти речь о так называемой «защищённой» перевалке угля, при которой стивидоры должны обеспечить необходимый комплекс мер для минимизации выброса угольной пыли

Первыми стивидорными компаниями, которые стали использовать этот термин, стали АО «Восточный порт», ООО «СК «Малый порт» и ООО «Находкинский морской торговый порт», подписавшие соответствующее соглашение с региональными властями и федеральными ведомствами во время ПМЭФ-2018. Оно предполагает разработку плана мероприятий по переходу на технологии перевалки, минимизирующие негативное воздействие на окружающую среду, а также повышение социальной ответственности для минимизации негативных настроений в обществе.

В этой связи эксперты отмечают, что реализация подобных мероприятий к 2020 году видится наиболее реалистичной. Что касается перевалки угля в терминалах «закрытого» типа, то на сегодняшний день единственной компанией, у которой есть реальный проект терминала подобного типа является «Терминал Астафьева», контролируемый бизнесменом Р. Кондратовым.

В остальных случаях история с «закрытой» перевалкой угля являлась не более чем отраслевым мифом. Его использование на определённом этапе было выгодно некоторым сторонам находкинского и регионального политического процесса.

Учитывая то, что переходный период для стивидоров растянут до 2020 года, вполне вероятно, что подобное терминологическое расхождение в перспективе будет нивелировано в пользу реально выполнимых форматов, в рамках которых будут работать и новые предприятия по перевалке угля, запланированные к строительству в Приморье. Более того, инсайдеры отмечают, что эта риторика противоречит планам федерального центра по наращиванию объёмов экспорта угля через порты Дальнего Востока. В частности, в 2018 году было объявлено о том, что к 2025 году планируется увеличить объём эксперта угля через восточные порты страны в два раза с нынешних 100 млн. тонн в год.

В этой связи, по мнению наблюдателей, ужесточение риторики со стороны О. Кожемяко является не более чем призывом к формированию понятных и равноправных «правил игры» для стивидорных компаний. Дело в том, что на сегодняшний день лишь часть компаний взяли на себя социальную ответственность (СК «Малый порт», «Терминал Астафьева»), а остальные компании игнорируют какие-либо призывы к вовлечению в жизнь региона, ограничиваясь лишь мероприятиями в отношении собственных сотрудников.

 

О публичной реакции на ситуации вокруг заявлений О. Кожемяко по поводу перехода на «закрытую» перевалку угля

 

Эксперты отмечают, что после визита О. Кожемяко в Находкинский городской округ, стивидорные компании по-разному отреагировали на призывы главы региона. Некоторые компании провели информационные волны по поводу своей работы по повышению экологичности производства и выполнения поручений президента. Однако в публичном поле также был отмечен ряд информационных материалов, которые многие расценили как «ответку» со стороны стивидоров. По информации экспертов, мнения наблюдателей по этому поводу разошлись, после чего были сформированы три ключевые версии появления подобных вбросов:

– Прививка со стороны О. Кожемяко. Версия основывается на гипотезе о попытке сформировать главе региона образа защитника-мученика, который противостоит в неравной борьбе федеральным игрокам, которые реализуют свои проекты на территории Приморья без оглядки на интересы местных жителей.

– Реальная «ответка» от стивидорных компаний. Предположения опираются на точечные обвинения главы региона в опубликованных материалах в формировании протеста, который может развиться после приостановки деятельности ряда крупных компаний.

– Информационный шантаж. Данная версия была высказана медиаигроками, которые рассказали о желании предыдущей команды политтехнологов, работающих в Приморье в период с 2017 по 2018 гг., даже после прихода О. Кожемяко возглавить информационное сопровождение «угольной темы», интригуя и манипулируя на «горячей теме».

Так или иначе, эксперты отметили, что в данной проблеме намерения главы региона сформировать понятные «правила игры», должны опираться на прямой диалог со стивидорными компаниями и их собственниками, где будут исключены точечные репрессии на мелких игроков в угоду крупным компаниям.

О срыве общественных слушаний по строительству терминала по перевалке сжиженного газа в Хасанском районе

 

Одним из центральных событий отчётного периода стали общественные слушания в посёлке Приморский по поводу строительства терминала по перевалке сжиженных углеводородов в бухте Перевозная (Хасанский район). Инициаторами мероприятия стала компания ООО «Восток ЛПГ», которая должна была провести формальную процедуру для дальнейшей реализации проекта. При этом все необходимые предварительные согласования и проверки компания прошла в предыдущие годы. В частности, ООО «Восток ЛПГ» была одной из первых компаний-резидентов Свободного порта Владивосток. В 2016 году Наблюдательный совет СПВ одобрил проект компании по строительству терминала в Хасанском районе.

Вместе с тем, как отметили наблюдатели, общественные слушания провести так и не удалось ввиду неожиданной акции протеста со стороны эко-активистов и представителей оппозиции. В итоге процедура была приостановлена до 10 июня.

Комментируя данную ситуацию, эксперты отметили, что срыв общественных слушаний был ничем иным как акцией экологического противодействия реализации крупного инвестиционного проекта. Дело в том, что подобные всплески эко-активности фиксируются в разных регионах России на протяжении последних лет и, как правило, имеют схожий почерк в реализации. В Приморье такие истории зачастую возникают в Находкинском городском округе, где местные ОПГ используют протест против стивидорных компаний в собственных целях. Ключевыми признаками подобных акций можно назвать следующие:

– Наличие скоординированной и выверенной по времени протестной активности (митинг, пикеты, подвоз людей);

– Высокий уровень медийной известности экоконфликта в регионе и за его пределами;

– Присутствие публичных координаторов проекта (представители оппозиции, активисты);

– Наличие фактов координации организаторами протестов своих действий с иностранными НКО;

– Создание напряжённости с «нуля», манипуляция общественным мнением через подмену понятий, для формирования перманентной протестной активности.

Эксперты отмечают, что практически по всем критериям акция в Приморском соответствовала экологическому противодействию. Акция была чётко скоординирована, к началу общественных слушаний было доставлено несколько десятков человек, которые не давали проводить мероприятие. Среди массовки присутствовало несколько координаторов, выступившими публичными лицами протеста. Многие из приезжих до конца не понимали суть проблемы, а привезённая атрибутика (надписи типа, «лучше быть активным, чем радиоактивным») не соответствовала предмету инвестиционного проекта. Наконец, среди координаторов присутствовали представители оппозиционных партий, прибывшие с территории соседнего Надеждинского района и представители иностранных НКО, в частности, руководитель Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF).

В этой связи, по информации экспертов, данной акцией всерьёз заинтересовались представители федеральных силовых структур, для которых была очевидна искусственность протеста на фоне согласия местных жителей реализовывать проект.

Вместе с тем эксперты отметили, что допущение подобной ситуации является провалом действующего главы Хасанского района И. Степанова, который в данной ситуации продемонстрировал полную некомпетентность и невладение ситуацией. По информации источников, после своего избрания в феврале этого года И. Степанов достаточно формально подходит к исполнению своих полномочий и никак не пытается стабилизировать ситуацию в районе, где по-прежнему сохраняются напряжённые отношения между элитами, а также не ищет путей решения местных проблем. Фактически И. Степанов согласился с функцией политического агента депутата ЗС ПК Д. Текиева, после чего его главной задачей стала демонстрация тотальной лояльности краевым властям для создания иллюзии стабильности на территории.

В этой связи ситуацию с публичными слушаниями придётся разрешать представителям Администрации Приморского края в связке с силовыми структурами.

О ситуации вокруг выборов главы Арсеньевского городского округа

 

Эксперты отмечают, что на минувшей неделе серьёзным скандалом завершился конкурс на замещения должности главы Арсеньевского городского округа. Депутаты местной Думы не проголосовали ни за одного из претендентов от партии «Единая Россия» – В. Авагимян (зам.пред. Думы города) и А. А. Толстунов (депутат Думы города и секретарь Арсеньевского МО «Единая Россия»). При этом, нужно отметить, что предварительно у «внутриполитического блока» АПК была достигнута договорённость с депутатским корпусом по поводу избрания В. Авагимяна.

Эксперты отмечают, что в нынешней политической ситуации в регионе «внутриполитический блок» ставит перед собой целью формирования жёсткой и понятной вертикали во взаимоотношениях с муниципальными образованиями. Это связано с необходимостью ухода от конфликтности на местах, свойственной предыдущим годам руководства двух прежних губернаторов. Для этого кадры на посты глав муниципалитетов подбираются по принципу лояльности и системности, как это было и в ситуации с В. Авагимяном.

Однако как уже выяснилось после голосования депутатов, против В. Авагимяна выступили местные элиты (представители «Ростеха»), которые контролируют 11 депутатов городской Думы. По их мнению, на пост главы города должен быть назначен человек, разбирающийся в местных процессах и имеющий выстроенные связи с представителями федерального центра, что позволит сохранять работоспособность градообразующих предприятий. Что касается согласно В. Авагимяна, то помимо всего прочего он имеет крайне высокий антирейтинг ввиду того, что длительное время был встроен в местную партийную вертикаль. Это, в частности, было отмечено и на выборах депутатов Законодательного Собрания Приморского края в 2016 году, когда «единоросс» проиграл коммунисту В. Беспалову.

 В этой связи местные элиты предложили заново провести конкурсную процедуру, в том числе намекая на необходимость согласования иной кандидатуры на пост главы Арсеньева.

Комментируя данную ситуацию, эксперты отметили, что фактически подобный шаг со стороны местных элит связан с запросом на формирование конкретных «правил игры» в регионе и прямого диалога с главой региона О. Кожемяко. Дело в том, что после выборов губернатора в декабре прошлого года в кулуарах неоднократно отмечалось отсутствие какой-либо работы с элитами, которая фактически осталась подвешена в воздухе после смены двух губернаторов. В этой связи навязывание каких-либо решений со стороны краевых властей рискует  обернуться подобными сбоями в работе с муниципалитетами.

О появлении в публичном поле членов команды В. Миклушевского

На минувшей неделе эксперты отметили появление в публичной плоскости бывшего вице-губернатора по вопросам культуры, образования и молодежной политики И. Ковалева. В настоящее время бывший чиновник трудится во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) в должности советника ректора. Ранее сообщалось, что в августе 2017 года И. Ковалев ушел в отпуск с выездом зарубеж, откуда к исполнению своих обязанностей уже не вернулся. Факсы с заявлениями на продление того самого отпуска, по информации экспертов, И. Ковалев присылал на имя В. Миклушевского из Таиланда. Скорый отъезд И. Ковалева из страны эксперты связывали с активностью силовиков в преддверии отставки В. Миклушевского. За последние полтора года его правления правоохранителями были схвачены 4 заместителя губернатора. И. Ковалев мог стать пятым, но благодаря родственным связям среди силовиков, был предупрежден и 5 августа 2017 года, в субботу, покинул Россию. Дела, по которым предполагалось допросить И. Ковалева, касались долгов Театра оперы и балета (ныне – Приморская сцена Мариинского театра) и покупки квартир для детей-сирот. По обоим делам к ответственности в итоге были привлечены «стрелочники» на уровне не выше замдиректора профильного департамента. Имя И. Ковалева эксперты связывают с ныне также находящимся под судом И. Митькиным (Спокойновым), политтехнологом, состоявшим «серым кардиналом» при В. Миклушевском. Длительное время оба политтехнолога вместе участвовали в выборах в различных регионах России. Также совместно они обслуживали в 2008-2012 гг. интересы тогдашнего архангельского губернатора И. Михальчука. Вскоре после отставки последнего в 2012 году команда И. Митькина (Спокойнова) перекочевала в Приморье для работы на губернатора-«варяга» В.Миклушевского. И. Ковалев начинал работу в администрации Приморского края с должности заместителя директора административного департамента. По свидетельствам представителей региональной политической элиты, «носил за губернатором портфель и пиджак». В 2015 году, на пике влияния И. Митькина (Спокойнова) на кадровую политику И. Миклушевского, И. Ковалев был назначен вице-губернатором, курировавшим ряд социальных отраслей.

Как отметили эксперты, в отчетный период информационное поле было наполнено достаточно позитивным новостными поводами для команды В. Миклушевского. Так, эксперты отметили, что в публичном пространстве появились сообщения о возвращении из мест заключения А. Осиюка, бывшего директора КГУП «ПримВодоканал» (клиентела А. Радионова, собственника Лермонтовского ГОКа, долгое время – второго «серого кардинала» в команде В.Миклушевского). Сообщалось и о положительном решении, которое принял Верховный Суд России по делу А. Лубченко, бывшего худрука Театра оперы и балета. Ранее в социальных сетях сообщалось о том, что И. Митькин свободно прогуливался по улицам Владивостока в ожидании суда. По информации экспертов, в настоящее время не идет речь о каком бы то ни было восстановлении влияния В. Миклушевского и его людей на политическую и экономическую ситуацию в Приморском крае (политические решения по бывшему губернатору приняты уже давно), а появление многочисленных сообщений в отношении членов его команды носит ситуативный характер.

«Все права защищены» © "www.exprtpk.com" 2017