Информационно-аналитическая справка, 10-16 декабря 2018 года
Об итогах выборов Губернатора Приморского края
Центральный событием отчётного периода стали выборы Губернатора Приморского края. Как отмечалось ранее, в итоговый пул кандидатов вошло четыре человека: А. Андрейченко (ЛДПР), О. Кожемяко (самовыдвижение), А. Тимченко («Партия Роста»), Р. Чемерис (Народная партия – «За женщин России»).
Эксперты отмечают, что несмотря на достаточно формальный состав кандидатов, среди которых отчётливо выделялся фаворит О. Кожемяко, отсутствие уверенности в итоговом результате сохранялось вплоть до начала подсчёта голосов. Интрига в день голосования была усилена внезапно высокой явкой, которая в итоге составила 46,35 %. Дело в том, что изначально избирательный штаб придерживался тактики «сушки» явки, при которой каждый из кандидатов должен был позаботиться о мобилизации сторонников на избирательные участки. В этой связи внезапная активность избирателей остро поставила вопрос о природе выросшей явки, которая могла быть как протестной, так и лоялистской.
Фактически ситуация прояснилась только после начала подсчёта голосов, когда в ГАС «Выборы» были внесены первые протоколы УИК. Динамика показывала, что О. Кожемяко побеждает с уверенным отрывом как в городских округах, так и муниципальных районах. После того, как было введено более 30 % от общего числа УИК и Кожемяко лидировал с результатом 60 %, эксперты отметили, что врио Губернатора де-факто уже победит в первом туре.
В итоге позитивная динамика результата, как и предполагалось, осталась без изменений. В финальном виде результаты выборов оказались следующими:
– О. Кожемяко – 61.88 %;
– А. Андрейченко – 25.16 %;
– А. Тимченко – 5.17 %;
– Р. Чемерис – 3.80 %.
Эксперты также обратили внимание, что в публичном поле отмечались попытки манипуляций по поводу количества испорченных бюллетеней. Дело в том, что во время ввода протоколов многие фиксировали несоответствие общего количества голосов по отношению к озвученной явке. Однако эксперты отметили, что подобная ситуация является следствием неравномерного количества зарегистрированных избирателей на УИК и первоначального ввода в ГАС «Выборы» протоколов с муниципальных районов, где сравнительно небольшие по численности участки. В конечном счёте после подсчёта 100 % голосов, цифра проголосовавших совпала с итоговой явкой, а «на выходе» было обозначено всего 27 095 недействительных бюллетеней (менее 5 % от общего числа проголосовавших). Фактически это означает, что информационная кампания экс-кандидата в губернаторы А. Ищенко по порче бюллетеней путём вписывания собственной фамилии обернулась полным провалом.
Комментируя процедурные итоги дня голосования, эксперты отметили, что
в целом день голосования прошёл в рамках установленных федеральным центром требований по открытости и прозрачности. В первую очередь этого удалось добиться за счёт организации наблюдения со стороны штабов кандидатов, общественных организаций («Голос»), общественной палаты Приморского края.
В совокупности выставление на участки нескольких тысяч наблюдателей позволило обеспечить достаточно приличное покрытие участков, усилившее легитимность проведения дня голосования.
При этом наблюдатели отметили, что акцию с массовым наблюдением не удалось организовать генеральному директору ГК «ДНС» Д. Алексееву, который неделей ранее анонсировал собственную систему подсчёта голосов, призванную не допустить фальсификации на выборах. Формальным поводом провала темы Алексеева стал отказ штабов кандидатов выдвинуть наблюдателей бизнесмена от своего имени на участки. Однако реальной причиной сложившейся ситуации стало информирование кандидатов о том, что данная система ещё слишком «сырая» и может доставить много хлопот любому из них. При этом факты недоработки системы в кулуарных беседах признавал и сам Д. Алексеев. Несмотря на это, эксперты отметили, что данная ситуация в очередной раз подтвердила популистский характер инициативы бизнесмена, которая в первую очередь реализовывалась его окружением для освоения предвыборных бюджетов. Дело в том, что несмотря на отказ кандидатов выдвигать наблюдателей Д. Алексеева, формально, у него были возможности заблаговременно обеспечить допуск на участки своему проекту через лазейки в законодательстве. Однако этого не произошло.
В конечном итоге Д. Алексеев смирился с тем, что его советники, по сути, «подставили» его, убедив засветить в паблике неподготовленный и «сырой» проект, и согласился «сесть» на один из участков во Владивостоке с удостоверением ЧКСГ от О. Кожемяко.
О реальных причинах победы О. Кожемяко
Эксперты отмечают, что предвыборный штаб О. Кожемяко и наблюдавшие за избирательным процессом представители СМИ (а 16 декабря в регион слетелись почти все политические журналисты) столкнулись с парадоксом. Дело в том, что о степени эффективности тех или иных технологических решений, принятых в рамках избирательной кампании, стало известно только после начала подсчёта голосов. Главные опасения дня голосования, что выросшая явка является усилившимся протестом – не оправдались. По факту прирост процента голосующих оказался вызван солидной явкой сторонников главы региона и позволил О. Кожемяко не только победить в первом туре, но и сделать это с уверенным результатом (вопреки прогнозам результата от 51 до 54 %).
Учитывая итоги голосования можно выделить шесть ключевых факторов успеха избирательной кампании О. Кожемяко:
1. Поддержка федерального центра.
Несмотря на серьёзный лоббистский потенциал О. Кожемяко, сопровождением его избирательной кампании занималось сразу несколько «башен Кремля» и Правительство РФ, которые с учётом особенностей региона, оказывали всю необходимую поддержку кандидату, одобренному В. Путиным. В первую очередь это позволило оперативно сформировать «повестку реальных дел», основанную на выделении финансирования и принятии законов по ряду региональных проблем (здравоохранение, образование, «обманутые дольщики», «дети войны» и т.д.). По более сложным проблемам, требующим изменения федерального законодательства, Кожемяко оперативно проводил встречи с представителями федеральных ведомств.
В последние недели в кулуарах АПК шутили на тему того, что федеральные министры каждый день ездят чуть ли не на доклад О. Кожемяко. Апогеем поддержки со стороны федеральных властей стало оперативное принятие решения по поводу переноса столицы ДФО во Владивосток, которое состоялось за несколько дней до дня голосования.
При этом эксперты отмечают, что определённая часть мер должна была быть предпринята федеральным центром и без привязки к выборам. Тем не менее, Кожемяко действительно удалось продавить некоторые инициативы только посредством более внятного формулирования потребностей региона перед Москвой.
2. Акцент на собственную вовлечённость в избирательную кампанию.
Как и экс-глава региона А. Тарасенко, О. Кожемяко не уходил в отпуск на время избирательной кампании. Однако в отличие от своего предшественника действующий глава региона был максимально погружён в предвыборные мероприятия. В первую очередь это касалось встреч с избирателями, социальными средами. К ноябрю данный формат уже автоматически вызывал интерес у общественности, обеспечивая наполняемость залов.
Ещё одним направлением стало его участие в публичных мероприятиях, таких как утренние зарядки, марафоны и праздничные акции. Важную роль сыграло решение Кожемяко участвовать в дебатах, где кандидат лишь усилил свой образ политика, не боящегося конкуренции. При этом эксперты отмечают, что Кожемяко усиливал эффект от встреч умением формулировать свои мысли (на контрасте с косноязычным Тарасенко), владением региональной проблематикой и личной харизмой.
3. Выстраивание полноценной информационной кампании.
Несмотря на то, что поток информационных материалов о текущей деятельности О. Кожемяко был довольно плотным (в особенности на протяжении последних полутора месяцев), эксперты отмечают результативность подобной технологии. Дело в том, что такая плотность информационных потоков позволила за сжатый срок решить две задачи. Первая – повышение узнаваемости. Вторая – формирование устойчивого электорального ядра. В этой связи событийный фон был лишь ширмой для трансляции нужных сигналов, которые в определённые промежутки времени волнами накрывали весь регион. Это позволяло создавать эффект «25 кадра» и фактически выстроить всю кампанию О. Кожемяко на образах «защитника» и «бунтаря».
Не менее важным стало и то, что штабу Кожемяко удалось выстроить отношения практически со всеми региональными СМИ (даже оппозиционными), администраторами пабликов в социальных сетях и ТГ-сообществом. Фактически это позволило избежать ошибок команды А. Тарасенко, которые, имея в руках серьёзный ресурс, устроили войну с рядом информационных ресурсов, что привело к усилению антагонизма к главе региона.
4. Создание сетки избирательных штабов.
Практически сразу после высадки десанта в поддержку О. Кожемяко в Приморье в начале октября, штабом была запущена работа по формированию кустовых штабов в муниципальных образованиях. Это позволило за несколько месяцев выстроить систему, позволяющую в день голосования мобилизовать максимальное количество сторонников. Именно эта мера позволила равномерно продемонстрировать активность территорий в единый день голосования.
5. Нормализация отношений с местными элитами.
Кожемяко, в отличие от своих предшественников, выступал не от имени Москвы, а выстраивал свои коммуникации с местными элитами и главами. Подобный подход позволил временно обозначить ядро межэлитной консолидации, от которого исходили сигналы понятные местным элитариям. При этом в данном случае сыграл и фактор местного, так как Кожемяко был понятен многим акторам, работавшим с ним ещё в начале нулевых.
6. Использование опыта местных специалистов.
Новеллой прошедшей избирательной кампании стало вовлечение местных специалистов (политологи, политический консультанты, журналисты, социологи, блогеры) в штаб О. Кожемяко. Фактически это привело к тому, что именно местные кадры занимались непосредственным решением тех или иных задач, ориентируясь на собственный опыт и специфику региона.
Вместе с тем, эксперты отмечают, что после победы О. Кожемяко на выборах многие попытались ввести в дискурс избирательной кампании персону А. Ищенко, который якобы мог бы изменить расклад голосов. Однако подобная логика была вброшена в регион извне в первую очередь в попытках поставить под угрозу легитимность прошедших выборов. По мнению наблюдателей, участие А. Ищенко не изменило бы итоговый расклад, а лишь повторило бы сценарий первого тура в сентябре т.г. Фактически ядерного электората О. Кожемяко хватило бы для победы в первом туре пусть и с меньшим процентом. Более того, как уже отмечалось ранее, ошибочно полагать, что кандидатура А. Ищенко была искусственно исключена из пула кандидатов ввиду того, что «красный губернатор» сам провалил кампанию по сбору подписей в свою поддержку.
Резюмируя, эксперты отметили, что победа О. Кожемяко стала поводом для «распила победы» на федеральном уровне среди политтехнологов и чиновников, присутствующих в том или ином виде в Приморье за прошедшие несколько месяцев. Однако, учитывая формирование прозрачных договорённостей по сотрудничеству и общих целей на региональном уровне, подобные процессы не перебивались альтернативной информацией из региона в попытках добиться установления истинной причастности тех или иных кадров к итоговому результату.
О голосовании в муниципальных образованиях
Эксперты отмечают, что развёртывание штабов в муниципальных образованиях и нормализация отношений с местными элитами, позволили обеспечить О. Кожемяко высокий результат на территории всего края.
Лидерами голосования за главу региона стали крупные города Спасск-Дальний (82.15 %), Уссурийск (77.17 %), Артём (76.15 %), а также ряд муниципальных районов Чугуевский (75.62 %), Яковлевский (73.10 %), Кировский (71.88 %), Дальнереченский (70.93 %), Черниговский (70.67 %).
По информации наблюдателей в остальных территориях также процент голосования за Кожемяко составил более 50 %, превысив показатели двух туров сентября от 10 до 30 %. Не преодолели эту планку только четыре муниципалитета: Партизанск (49.23 %), Надеждинский район (48.97 %), Большой Камень (48.81 %) и Фокино (46.06 %). Подобную статистику эксперты объясняют двумя причинами: нестабильная внутриполитическая ситуация на территориях, обусловленная слабостью или отсутствием руководства региона, а также недостаточно эффективную работу штабов.
Отдельно эксперты обратили внимание на итоги голосования во Владивостоке, где вопреки ожиданиям О. Кожемяко (общий процент – 51.25 или 86 470 голосов, что почти в два раза больше показателей сентября) победил ближайшего оппонента А. Андрейченко практически на всех участках. В данном случае также свою роль сыграла грамотно выстроенная полевая работа, которая была организована в каждом из пяти районов города. При этом, как уже отмечалось ранее, впервые за многие годы в выборах не участвовала Администрация Владивостока, учитывая полную некомпетентность команды экс-главы города В. Веркеенко.
В целом эксперты отмечают, что подобная динамика результатов была интерпретирована многими наблюдателями, в том числе со стороны федеральных СМИ, как следствие организации вбросов, подвозов и каруселей в пользу главы региона. Однако столь острая реакция, по мнению экспертов, связана с отсутствием понимания процедурных тонкостей предвыборного процесса. Дело в том, что на увеличение голосов действительно серьёзное влияние оказывает полевая работа со стороны штаба кандидата. В данном случае на сентябрьских выборах у А. Тарасенко такой работы не производилось, что и привело к таким низким результатам и серьёзному контрасту на фоне итогов голосования за Кожемяко.
О переносе административного центра ДФО во Владивосток
В отчётный период было принято окончательное решение по поводу переноса административного центра ДФО во Владивосток. Эксперты отмечают, что после нескольких месяцев подготовки обоснований необходимости этого решения, заключительная фаза процесса развивалась в несколько этапов:
– 11 декабря Президент РФ В. Путин поставил свою резолюцию «Согласен» на обращении О. Кожемяко по поводу переноса административного центра ДФО во Владивосток. При этом данное событие некоторыми было интерпретировано как «фейк», ввиду некорректной даты на резолюции «07.12.2017». Однако позже пресс-служба подтвердила, что это опечатка.
– 13 декабря глава государства подписал соответствующий Указ о переносе административного центра ДФО во Владивосток, развеяв все слухи по поводу этой темы.
Эксперты отметили, что несмотря на принятое решение, в регионе по-прежнему нет единого понимания по итоговым преференциям от придания городу подобного статуса. На сегодняшний день основной упор делается на то, что во Владивосток переедет ряд структур, ранее базировавшихся в Хабаровске. В первую очередь это касается полпредства, что на минувшей неделе официально подтвердил полпред, отметив, что переезд пройдёт в течение 2019 года. В итоге перемещение центров принятия решений в теории должно оказать благополучное влияние на инвестиционный фон Приморья и позволить более оперативно решать региональные проблемы через полпредство.
Комментируя данную ситуацию, в кулуарах стали обсуждаться варианты развития внутриполитической ситуации в регионе. Дело в том, что переезд полпредства будет означать попытки усилить своё влияние на региональные процессы. Вместе с тем, учитывая приход к власти команды О. Кожемяко, позиции которого также достаточно весомы на федеральном уровне, это уже сейчас формирует предпосылки для непубличного конфликта, который будет развиваться в том числе на уровне команд политиков.
В этой связи априори возрастают требования к будущему внутриполитическому вице-губернатору Приморского края, которому теперь придётся формировать взаимоотношения не только с региональными элитами, но и полпредством, соблюдая баланс интересов и сохранение автономности в процессе принятия решений. На текущий момент на эту должность готовится зайти А. Волошко, который ранее был первым заместителем губернатора Сахалинской области и возглавлял избирательный штаб О. Кожемяко.